Состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике

© Управление корпоративных отношений и правового обеспечения

17 мая 2019 года под предательством Г.В.Березкина состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике.

На заседании были обсуждены инициативы по дифференциации тарифа ПАО «ФСК ЕЭС» для прямых потребителей и введению оплаты резерва сетевой мощности и их влияние на промышленность.

С докладами по вопросу выступили:

●Эрдыниев Антон Александрович – заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России;
● Селезнев Валерий Сергеевич – первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике;
● Пятигор Александр Михайлович – заместитель генерального директора по реализации услуг ПАО «Россети»;
● Шагина Ирина Александровна – директор Департамента тарифной политики
ПАО «Россети»;
● Гераскин Вадим Викторович – заместитель генерального директора ООО «Компания «Базовый Элемент»;
● Чеботарев Сергей Владимирович – вице-президент по энергетике ПАО «НЛМК»;
● Балашов Максим Генрихович – директор по работе с естественными монополиями
ОК РУСАЛ;
● Фатеева Елена Игоревна – первый заместитель председателя Правления Ассоциации ГП и ЭСК;
●Дзюбенко Валерий Валерьевич – заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии».

В дискуссии по теме приняли участие: председатель Комиссии РСПП - Г.В.Березкин, заместитель председателя Комиссии - М.С.Андронов, В.А.Немичев - генеральный директор АО «ЕЭСнК», Д.Е. Вологжанин - директор Ассоциации «Совет производителей энергии» и другие.

На протяжении нескольких лет в рыночном сообществе идет обсуждение по изменению порядка оплаты услуг по передаче электрической энергии сетевым компаниям потребителями, присоединенным к сетям ПАО «ФСК ЕЭС» (дифференциация тарифа), а также по порядку оплаты резерва сетевой мощности.

Минэнерго России разработаны проекты нормативных актов, где предлагается в части дифференциации тарифа ПАО «ФСК ЕЭС» - обязать потребителей, присоединяемых к сетям ПАО «ФСК ЕЭС» после 2023 года, оплачивать сетевые услуги по более высокому котловому тарифу. Это позволит равномерно распределить величину перекрестного субсидирования на все категории потребителей, за исключением населения, независимо от их присоединения к магистральным или распределительным электрическим сетям. В части резерва сетевой мощности предлагается оплачивать разницу между присоединенной мощностью и фактически потребленной (резерв сетевой мощности) с понижающими коэффициентами, и к 2024 году перейти на оплату сетевой мощности в полном объеме. По мнению инициаторов, введение оплаты резерва сетевой мощности создаст экономические стимулы для ее эффективного использования и отказу потребителей от невостребованной мощности в пользу сетевых компаний или других потребителей. Также предлагается изменить порядок оплаты услуги по передаче для потребителей с собственной генерацией, а именно ввести дополнительную оплату услуг в отношении объёма выработки собственной генерации.

Представители крупных промышленных потребителей высказались против принятия указанных проектов.

По их мнению, при дифференциации тарифов ПАО «ФСК ЕЭС» для прямых потребителей экономические условия значительно ухудшатся. Дополнительно будет снижена окупаемость существующих и планируемых энергоемких инвестиционных проектов в промышленности. Потребители ПАО «ФСК ЕЭС» – это, как правило, ориентированная на экспорт крупная промышленность с долей затрат на электроэнергию 10 - 25 %. Реализация предложений Минэнерго России приведет к росту затрат на электроэнергию в себестоимости продукции, что может привести к потере конкурентоспособности продукции и потере экспортных контрактов.

По части оплаты резерва сетевой мощности участниками заседания было отмечено, что принятие данного проекта приведет росту стоимости услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей электрической энергии. При этом, в первую очередь, это коснется крупных промышленных предприятий. Необходимость резервирования мощности для таких потребителей обусловлена нормативными требованиями к надежности и безопасности электроснабжения производственных объектов, а потому отсутствует возможность отказа от максимальной мощности. Необходимо тщательно оценить финансовые последствия для таких потребителей от введения данной инициативы с учетом возможности оптимизации ими графика загрузки

Введение оплаты услуг по передаче электроэнергии, выработанной на объектах собственной генерации потребителей, означает оплату фактически не оказываемой сетевыми организациями услуги, так как выработанная на электростанциях потребителей электроэнергия в сеть не поступает. Кроме того, это предложение исключает оптимизацию структуры генерирующих мощностей в энергосистеме, дестимулирует промышленных потребителей развивать эффективные генерирующие мощности на вторичном топливе.

По итогам заседания председателем Комиссии было отмечено, что рассматриваемая проблема является сложной для всех участников дискуссии. В первую очередь, необходимо предпринять действия, направленные на решение проблемы перекрёстного субсидирования в отрасли, как на первопричину появления рассматриваемых инициатив. Возникновение и наращивание объёма перекрестного субсидирования в отрасли обусловлено отсутствием долгосрочных стратегических решений, направленных на ее снижение.

По итогам заседания участникам предложено подготовить и направить до 31 мая 2019 г. в Комиссию сбалансированные и учитывающее интересы всех сторон варианты решения проблемы перекрёстного субсидирования в электроэнергетической отрасли. Затем Комиссии выйти с предложением обсудить вопрос на Бюро Правления РСПП и по его итогам направить предложения РСПП в Правительство РФ.

Комиссия РСПП по электроэнергетике

Поделитесь